ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ ПЕТРИЧ И.И.

Петрич Инна Ивановна, педагог Центра творчества АистГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Эти лица, проступающие из толпы:

Соцветья на промокшей ветке.

Эзра Паунд

Американские преподаватели журналистики дают своим студентам такое задание, считающееся очень трудным: описать близкого человека так, чтобы незнакомец мог легко узнать его при встрече. Попробуем и мы.

Итак, они есть практически в каждом городе, селе и деревне. Всегда собранные мужчины с благородной осанкой и женщины в строгой одежде,              с умело наложенным, неброским макияжем. Они мало чем выделяются                   в сером людском потоке. Их выдает только добрый и внимательный взгляд. Он выражает очень сильные и глубокие чувства.

Со стороны жизнь этих людей кажется вполне обыкновенной.                     Их взлеты и падения часто остаются незамеченными, а плачут они только украдкой. Вы не услышите в их словах боли и разочарования, – в них только терпение и безграничная мудрость.

Побеседуем с одним из них.

Мы в светлом просторном кабинете. Вдоль стен стеллажи с книгами и цветами. За столом сидит красивая женщина. Это наша «femme mystérieuse» (фр.) «таинственная незнакомка».

– Инна Ивановна, Вы уже более 30 лет в профессии – разве не хочется как у Василия Шукшина туда, где “… один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – обмоет тебя всего, хоть пей его – до того он свежий, да запашистый, травами разными пахнет, цветами…”?

– Чтобы всё оставить?… – в больших карих глазах собеседницы отразилось искреннее удивление.  – Это просто не возможно. Ведь, если хорошо подумать, то учителями не становятся, учителями рождаются, – улыбнулась Инна Ивановна. – Помните у Роберта Рождественского «Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать, учителем надо будет родиться. И только после этого стать!».

– И как Вы поняли, что учительская профессия – это Ваше истинное призвание?

Откровенно говоря, я и не думала стать учителем, я мечтала быть стюардессой. Хорошо помню свой первый полёт с отцом на самолёте.                  Вы не поверите, но я даже не испытала страха, а только волнение, удивление и восхищение красотой земли и неба на восходе солнца. Именно такой, какой её видят птицы, подумала тогда я, – Инна Ивановна задумчиво посмотрела в окно и продолжала. – Мои воздушные замки разрушила учитель французкого языка, но это долгая история. И поскольку у меня бунтарский дух и решительный характер, намерение исправить существующее понимание профессии исключительно как насаждение собственных стереотипов, укрепило меня в желании стать настоящим учителем – искренним другом, увлеченным, любящим и понимающим наставником. Уже потом, в университете, на одной из лекций  по педагогике меня поразили и вдохновили слова, сказанные почти две тысячи лет назад святым апостолом Иаковом: «Братия мои! не многие делайтесь учителями». Словно в назидание тем, кто стоит перед выбором будущей професии.

– Но, почему именно русский язык и литература?

– О, этому благоприятствовала сама судьба, – моя собеседница мягко облокотилась на спинку стула и, на мгновение задумавшись, продолжала. – Сколько себя помню, я с раннего детства посещала танцевальную студию, где получила хорошую школу классического и народного танца. Выступала             с партнерами на республиканских конкурсах и фестивалях в Киеве и Днепропетровске, занималась в музыкальной школе по классу фортепиано.    Успевала бегать по лужам под струями летнего дождя, гонять на велосипеде, ухаживать за Розой вместе с Маленьким принцем, летать на луну и погружаться в глубины океана с героями Жюль Верна, искать детей капитана Гранта и сокровища капитана Флинта … всё то, что делало большинство советских девочек и мальчиков в мои годы.

– Позже увлеклась красотой поезии Александра Пушкина, Фёдора Тютчева и Сергея Есенина. В старших классах читала и перечитывала роман Льва Толстого «Война и мир», восхищалась мужеством и силой духа Андрея Болконского, смотрела на мир широко открытыми глазами юной Наташи Ростовой. Помните её первый бал? «Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит                                в возможность зла, несчастья и горя”, – и да, она считала, что счастливыми должны быть все окружающие, ведь иначе и быть не могло.

– Неудивительно, что в последствие, хореография стала не только моим увлечением, но и профессией. Красота слова и красота движения, словно            в ритме вальса, слились в моей жизни воедино и обрели новое звучание и жизнь. Сегодня я прививаю свою любовь к прекрасному детям на занятиях классического танца в Центре творчества «Аист», – с каким-то особым блеском в глазах сказала Инна Ивановна.

– Какое у Вас самое тёплое воспоминание, связанное со школой?

Первый звонок … Первый урок в начальной школе… Волнение мамы… Большие накрахмаленные банты, лаковые туфельки и пышный букет ярких  розовых хризантем… Добрые глаза моей первой учительницы Раисы Дмитриевны Бакаляр. Она Заслуженный учитель Украины, а еще самый добрый, чуткий и отзывчивый человек. Её ласковый голос и ободряющий взгляд трудно забыть даже спустя годы: «Инночка, все будет хорошо. Верь мне, – и я поверила. Поверила в себя».

А потом был мой самый первый урок уже в качестве молодого учителя. И первый вопрос: «Как примут?». Приняли. Полюбили. Взаимно. Насегда, –  едва улыбнулась уголками губ, как-будто вспомнила какой-то волнительный момент из своей жизни, моя собеседница.

– С какими проблемами, на Ваш взгляд, сталкивается учитель                         в современной школе?

– Бесконечные отчеты, базы данных, совещания. А что касается русского языка и литературы, то, по моему мнению, этим предметам отводится очень мало времени в школьной программе. Основная масса учащихся даже не успевает толком усвоить основные темы. Многие уже в 5-6 классах начинают терять интерес к предмету, и педагогу приходится приложить недюженные усилия, чтобы подготовить учащихся к сдаче экзаменов. А ведь еще нужно суметь показать детям  красоту русского литературного языка, научить думать, чувствовать, излагать свои мысли, т.е. сделать для них русский язык инструментом повседневного общения. Именно для того, чтобы стать лучше, деятельнее, изменить мир вокруг себя. И здесь требуется, чтобы сам педагог был, что называется, страстно увлечен своим предметом, был образцом верности своему слову и делу.

– В учительском сообществе всегда бытует мнение, что «ученики уже не те». Звучит как извечный конфликт поколений. А что Вы думаете                     по этому поводу?

– Давайте начнем с того, что «человек разумный» совсем не изменился за последние 25 тысяч лет. Так же и дети. Изменились вызовы, с которыми им приходится сталкиваться. Знаете, мы как-то сильно увлеклись передовыми технологиями, а школа давно расставила приоритеты в пользу только преподавания. ГИА и ЕГЭ стали настоящими идолами современной школы, в жертву которым, мы учителя, сознательно принесли духовное воспитание. Вот, что мы по-настоящему недооцениваем, вот, чем мы подчас пренебрегаем на уроках.

– Согласитесь, сегодня воспитание детей часто отдано на откуп социальным сетям. Отсюда бледное подобие русского языка в речи подростков, клиповое мышление, потребительское сознание и желание жить только ради удовольствия. А часто бывает и так – в школе учат одному,                    а дома дети видят и слышат совсем другие примеры. Получается, что ребенок оказывается на раздорожье – как говорится «над пропастью                   во ржи», один на один с проблемами XXI века: тотальной цифровизацией, страхом одиночества и потерей нравственных ориентиров.

– Таким образом, если хорошо вдуматься, то нет плохих или хороших детей, как нет ни добра, ни зла. Есть только то, что ведет человека                             к страданиям и то, что ведет к обретению счастья.

– Сегодня детям нужен тот педагог, который бы помог им поверить               в себя, в свои силы, в свою мечту – вот кто нужен детям!

– Что бы Вы хотели пожелать в канун Всемирного Дня учителя своим коллегам, Инна Ивановна?

Знаете, а ведь учителя – они тоже живые люди и не лишены недостатков, они постоянно находятся в самой гуще битвы противоположностей, поиске смыслов бытия и простых житейских радостей, а потому так же, как и все могут уставать и часто сами нуждаються в теплых словах ободрения. Пусть сегодня ими станут строчки из стихотворения Альфреда Тениссона «Улисс»:

Нет, не всё ушло.
Пусть мы не те богатыри, что встарь
Притягивали землю к небесам.
Мы – это мы; пусть время и судьба
Нас подточили, но закал всё тот же.
И тот же в сердце мужественный пыл –
Дерзать, искать, найти и не сдаваться!

 С праздником вас, дорогие коллеги!

Медиагруппа «Делаем новости», ЦТ «Аист»,

руководитель Николай СЛИПЕЦ

 

 

Комментирование запрещено