Единый методический день в ЦДТ «Аист»: Делится опытом и вдохновлять

Помните у А.С. Пушкина: «Что день грядущий мне готовит?» Как для Ленского перед дуэлью тогда, так и для молодого поколения сегодня – это самый, что ни на есть, жизненно важный вопрос. Стремительно растущий уровень научно-технического прогресса и общество требуют от системы образования «здесь и сейчас» решения непростых задач: как развивать способности и таланты детей, как научить их адаптироваться в различных жизненных ситуациях, не пасовать перед трудностями и, в конце концов, не потерять веру в самого себя. Совершенно очевидно, что для этого требуются качественно другие организационные и педагогические подходы, на совершенно иных принципах учения и воспитания.

Говоря об образовании вообще, и о дополнительном образовании в частности, следует отметить, что оба эти вида образования по существу выступают как взаимодополняющие друг друга. И если первое ценно своей системностью, то в чем же нам видится образовательный потенциал дополнительного образования?

На практике уже сейчас многие дополнительные образовательные программы могут стать и становятся прямым продолжением базовых школьных программ, существенно углубляют их содержание, формируя и развивая при этом актуальные прикладные навыки у детей, а сам процесс обучения, в отличие от урочной деятельности, всегда носил живой, практический, т.е. деятельностный характер, куда более личностно ориентированный, т.е. учитывающий индивидуальные природные особенности детей.

С введением нового государственного образовательного стандарта второго поколения появилась реальная возможность где-то объединить, а где-то дополнить общие усилия школы и учреждений дополнительного образования, что позволило придать образовательному процессу намного более целостный и гармоничный характер, направить его, прежде всего, на формирование социально-необходимых знаний и навыков у детей: умения самостоятельно строить свою жизнь, приспосабливаться к меняющимся социальным условиям и при этом оставаться социально активной личностью.

Но существуют проблемы, которые напрямую зависят от самих педагогов. Не все сегодня, в силу тех или иных причин, готовы что-либо менять в своей повседневной педагогической практике.

Думается, что педагогу необходимо дать возможность «оглянуться назад» – шаг за шагом снова пройти свой путь в педагогике… каким бы долгим он ни был. Переосмыслить результаты своей деятельности и свое отношение к ним. А толчком к этому может стать знакомство с опытом работы тех коллег, чьи новации в педагогике обеспечивают более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности. Только так можно заново обрести личностный смысл в работе, который дает перспективу для внутренних изменений, ломает устаревшие профессиональные стереотипы и открывает путь для дальнейшего профессионального роста.

В настоящее время накоплен достаточно большой опыт продуктивного решения образовательных проблем, но, к сожалению, он не всегда или с трудом поддается описанию и обобщению. Значительная часть полезного интеллектуального ресурса, носителем которого являются эффективные педагоги, имеет форму так называемого «недооцененного» знания. В то же время их коллеги-педагоги, готовые к внедрению лучших образцов педагогической деятельности, заинтересованы не в абстрактной информации, а в раскрытии, что называется, «секретов мастерства».

Другими словами, вопрос о том, как же учат, чему учат и как воспитывают сегодня детей в системе дополнительного образования с учетом новых требований – стал основным лейтмотивом методического дня, который прошел в Центре детского творчества «Аист» 20 февраля 2019 года.

Открывая мероприятие, директор Центра детского творчества «Аист» Светлана МАКАРЕНКО отметила: «Мы понимаем, что педагогическая реальность богата возможностями, поэтому нашей главной задачей является максимально объективная подача инновационного педагогического опыта, указание направления исследовательской активности, предоставление педагогу права самому делать свой выбор, в какой области инициировать инновационную деятельность. Особенность такой практики в отказе, в отличие от передового педагогического опыта, вести педагогов к какой-то конкретной цели, образу мыслей или идеалу, так как мы уважаем вашу свободу самоопределения, мышления и совести».

– Главная идея этих мероприятий была в том, чтобы дать возможность участникам и родителям учащихся, буквально, войти в зону ближайшего развития педагогов Центра, где ни одна технология обучения не признается главенствующей, – рассказал методист ЦДТ «Аист» Николай СЛИПЕЦ.

– Наша цель помочь каждому педагогу открыть самого себя, свой собственный образ, – отметил он в своем выступлении.

– Предложенный формат работы не побуждает педагога и администратора к единственно правильному выбору технологии или модели обучения, даже если она и есть. Этот выбор должен быть осуществлен свободно самими педагогами.

Вместе с тем, в своем понимании сути существующих моделей обучения мы исходим из того, что, будучи дополнены личностными особенностями педагога (его интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), они становятся самым настоящим педагогическим искусством. Именно это является для нас определяющим критерием оценки профессионального мастерства педагога. «Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились передавать, т. е. не превратили в объект научного рассмотрения» (Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.).

В рамках запланированных мероприятий педагоги Центра презентовали свой педагогический опыт профессиональной деятельности в контексте реализации основных требований деятельностной педагогики на занятиях по методическим темам: «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста» (педагог И.И. ПЕТРИЧ), «Мастер-класс как методика активного обучения декоративно-прикладному творчеству» (педагог К.А. БЕРГЕР), «Формирование основ безопасного поведения на дорогах у школьников средствами автоматизированного обучающего комплекса» (педагог А.И. ПЕТРУСЬ), «Личностно ориентированные образовательные подходы на занятиях по рукопашному бою» (педагог А.И. ГНИДЕНКО). Логическим продолжением демонстрации представленного опыта стали мастер-класс и открытые занятия названных педагогов, где они показали свои педагогические технологии коллегам, гостям и родителям учащихся.

Специалисты Управления образования Администрации Туруханского района единодушно отметили высокий профессиональный уровень педагогического коллектива Центра. На каждом из посещенных ими занятий и мастер-класса педагоги умело стимулировали познавательный интерес и творческие способности учащихся, умение мыслить и стремление самостоятельно решать те или иные учебные задачи. Предложенные на занятиях формы и методы работы с детьми включали в себя, прежде всего, методы активного усвоения знаний: проблемного обучения, работу с разнообразными источниками информации, использование игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий и технологий групповой деятельности.

В ходе аналитической части методического дня предметом обсуждения и дискуссий участников стали вопросы о том, какие качества в первую очередь педагоги должны развивать у детей? На этот счет были высказаны разные мнения. Одни считают, что это глубокие знания, другие, что это хорошее воспитание, а третьи назвали развитый интеллект, творческие навыки и умение учиться. Однако, в чем совпали мнения педагогов, так это в том, что мы, взрослые, должны помочь детям в первую очередь самореализоваться, обрести верных друзей и найти свое место в жизни, чтобы быть счастливыми.

Своими впечатлениями от мероприятия поделилась главный специалист по общему, дополнительному образованию, воспитанию Управления образования администрации Туруханского района С.А. МАТЮШОВА, которая отметила, что аккумулируя уникальный педагогический опыт, мы решаем очень важную мотивационную задачу.

– Надеемся, что творчески работающие педагоги, опыт которых был представлен, получат общественно значимую оценку своей деятельности, т.к. поддержка коллег в педагогическом сообществе помогает педагогам-новаторам осознать социальную и профессиональную значимость своих разработок, стимулирует их дальнейшую инновационную деятельность, наполняет личностным смыслом творческие поиски.

Сейчас без преувеличения можно сказать, что Единый методический день в ЦДТ «Аист» никого не оставил равнодушным – ведь нам удалось заглянуть в Книгу мастеров, за кулисы такого будничного и вместе с тем волшебного действа, которое можно было бы назвать «живым опытом», тем, что является подтекстом работы и даже жизни педагога, лежит в основе его взлетов и падений, вдохновляет, наполняя общее дело людей этой благородной профессии личным смыслом.

Посмотреть: 

Пресс-центр «Делаем новости», ЦДТ «Аист»,

руководитель Николай СЛИПЕЦ

 

Комментирование запрещено